Биографии юнг
Давыдов Борис Владимирович, юнга второго набора (1943 г.)
Борис Владимирович Давыдов родился в Смоленске в 1928 году, его отец рано ушёл из жизни. В 1938 году семья перебралась в Москву.
К началу войны Борис Владимирович окончил 5 классов школы. С началом войны учиться больше не стал, самостоятельно тушил зажигалки у Потылихи при первых налётах немецкой авиации на Москву. Как военнообязанную маму призвали в армию, и 13-летний Борис остался один.
На улице Солянке, где жил подросток, была расквартирована воинская часть, и он познакомился с солдатами и офицерами этой части. Помогал им, чем мог, чистил оружие, занимался уборкой, выполнял мелкие поручения, а за это они подкармливали Бориса.
Военные помогли Борису устроиться на работу на завод «Искра», где выпускались автоматы ППШ. «Я был небольшого роста, и, чтобы дотянуться до тисков на верстаке, приходилось вставать на ящик. В то время работало много мальчишек и девчонок. Работали мы в две смены по 12 часов, у каждого была своя норма – собрать 5 автоматов за смену. Мы очень хотели помочь фронту, объединились в бригаду и стали производить сборку автоматов пооперационно. Нам удавалось за смену сдавать по 10-12 автоматов на каждого члена бригады», - вспоминает Борис Владимирович.
В феврале 1943 года Бориса Давыдова приняли в Комсомол. Это событие во многом изменило дальнейшую судьбу подростка. Райкому Комсомола выделили две путевки в Школу юнг на Соловецких островах. «Я с большой радостью согласился, так как хотел помогать Родине не только своим трудом, но и сражаться с фашистами на фронте. Это была мечта многих мальчишек того времени», - рассказывает Борис Владимирович.
Во Фрунзенском военкомате будущий соловецкий юнга прошёл все медкомиссии и был отправлен в Архангельск, а оттуда – на Соловецкие острова, в школу юнг Северного флота. В школе юнг Бориса зачислили по специальности «рулевой-сигнальщик» в 1-ю роту, 7-ю смену.
«Я, как и большинство юнг, быстро привык к распорядку, к сложившимся в школе на Соловках традициям. Учеба давалась легко, так как было огромное желание научиться морскому делу. Закончил школу юнг в августе 1944 года, сдал все предметы на «отлично» и был распределен на Черноморский флот. Направили меня во 2-ю бригаду траления охраны водного района Керченского пролива и Азовского моря в Керчь. Бригада состояла из катерных тральщиков и проводила боевое траление мин. Я получил назначение на торпедный катер КТЩ - 544 рулевым. Команда катера приняла меня хорошо. По боевому расписанию я был причислен к зенитному пулемету. Никаких поблажек на молодость не было. Я наравне со всеми выполнял и управление катером, и работу по постановке и уборке трала, и все другие работы. Тралением занимались от рассвета до заката.
Особенно запомнился один из первых выходов в минный дозор. Командир приказал мне во время управления катером следить за морем и при обнаружении каких-либо плавающих предметов немедленно докладывать. Через некоторое время я заметил что-то черное на воде. Вглядевшись, командир сказал, что это мина и, так как я ее обнаружил, назначил меня вместе с минером идти на шлюпке для подрыва этой мины. Конечно, было жутковато. Подошли к мине, минер навесил подрывной патрон, поджег бикфордов шнур, и мы быстро отошли от мины. Раздался взрыв – и одной «черной смертью» в Азовском море стало меньше. На катере товарищи поздравили меня с боевым крещением. За время службы во 2-ой бригаде траления на разных катерах мне вместе с командой удалось вытралить 11 якорных мин и 2 магнитные», - делится воспоминаниями Борис Владимирович.
На торпедных катерах прослужил соловецкий юнга Борис Давыдов до окончания Великой Отечественной войны. Но и после войны он продолжил службу на флоте, занимался тралением. В 1948 году катер, на котором служил Борис Владимирович Давыдов, был направлен в Румынию, в порт Констанца. Наши моряки занимались там определением минных полей, обнаружением и уничтожением плавающих мин. В 1950 году Бориса Владимировича перевели в Одессу во 2-ой отдельный дивизион подводных лодок старшиной катера. «Там я и закончил свою службу. Демобилизовавшись в 1951 году, уехал домой в Москву», - рассказывает Борис Владимирович.
Потом в судьбе соловецкого юнги были учеба в вечернем техникуме, Московском энергетическом институте, руководящая работа на производстве, работа в службе безопасности Политехнического музея.
Борис Владимирович является одним из создателей Музея Соловецкой школы юнг Северного флота, гостеприимно распахнувшего свои двери 26 февраля 1983 года в московской школе №349 (ныне Гимназии №1748 "Вертикаль", корпус 5). Активно работает в составе Совета ветеранов Соловецкой школы юнг.
Дудоров Иван Васильевич, юнга первого набора (1942 г.)
Иван Васильевич Дудоров, соловецкий юнга первого набора, родился в 1926 году. Когда началась Великая Отечественная война, Ивану не исполнилось и 15 лет.
Как и многие подростки военной поры, Иван Дудоров поступил на работу, работал электромонтером на заводе «Электросвет». Летом 1942 года от своих друзей он узнал, что военкомат набирает подростков в военно-морскую школу.
«Мы, четверо с завода — Вилен Казорин, Иван Болтунов, Юра Захаров и я – пошли в военкомат Фрунзенского района. В школу юнг набирали исключительно добровольцев по заявлению и с согласия родителей. Мамы у меня не было, она умерла до войны. Заявление о приеме в школу юнг я написал и расписался за отца с его согласия. Работница домоуправления поставила печать, подтверждающую подпись отца, при этом сказав доброжелательно, что подпись – не отца. К тому моменту мой старший брат Михаил уже служил на крейсере «Максим Горький», а другой брат, Андрей, - в авиации», - вспоминает Иван Васильевич.
Так 16-летний подросток Иван Дудоров поступил в Соловецкую школу юнг. «В учебе мне удавалось всё, потому, что страсть к флоту, к морю, к кораблям зародилась с детства, да еще и патриотизм, и любовь к Отечеству в нашем поколении были искренними», - рассказывает Иван Васильевич.
В 1943 году, после окончания Соловецкой школы юнг, Ивана Дудорова направили для прохождения службы на Балтийский флот, зачислили в 4-ый дивизион сторожевых кораблей на морской охотник МО-413 мотористом.
Война - это всегда бедствие, бедствие для всех. Опасность подстерегала каждого. Однажды, находясь в дозоре, катер, на котором проходил службу Иван Дудоров, попал в сильный шторм. Его как щепку бросали одна за другой набегавшие волны. Палуба превратилась в ледяной покров, передвигаться по нему было рискованно – можно упасть за борт. Именно это несчастье и случилось с командиром катера М.Ф. Островским.
Услышав призыв о помощи, Иван Дудоров немедленно сообщил о случившемся команде и, ухватившись руками за нижние леера, повис за бортом, дав возможность офицеру уцепиться за свои ноги. Подоспевшие моряки вытащили на палубу и молодого моряка, и командира корабля.
Но были во флотской жизни Ивана Васильевича и более опасные эпизоды. Ведь почти каждый выход в море заканчивался схваткой с вражескими кораблями.
Однажды ночью катер МО-413 обнаружил вражеские корабли. Командир приказал открыть огонь, фашисты также начали стрельбу. Вдруг катер сильно накренился. Это у самого борта разорвался вражеский снаряд. Большой осколок прошил борт, перебил топливный патрубок одного из главных двигателей. Струйка бензина полилась на разогретый мотор. Вспыхнуло пламя, угрожая взрывом. Судьба катера и экипажа находилась теперь в руках мотористов, секунды решали всё.
Задыхаясь от едкого дыма, в поединок с огнём вступил Иван Дудоров. Схватив асбестовые маты, он накрыл ими горящий бензин. Однако языки пламени выползали по краям матов, обжигая руки. И тогда, пренебрегая ожогами, моторист своим телом плотно прижал маты к двигателю. Лишённый притока воздуха, огонь спал, а затем и вовсе погас. В это же время аварийная группа перекрыла подачу бензина в повреждённый патрубок и закончила ремонт пробоины. Катер остался в строю, продолжая вести бой.
Моторист катера МО-413 Иван Дудоров повторил подвиг соловецкого юнги Саши Ковалёва на Балтийском флоте и был награждён орденом Красной Звезды.
В 1953 году Иван Васильевич демобилизовался с флота в звании мичмана, продолжил учебу в школе рабочей молодежи, начал работать механиком в Радиотехническом институте Академии наук, затем стал заниматься разработкой ЭВМ.
Иван Васильевич – очень интересный и разносторонний человек. Уже в зрелом возрасте он открыл в себе талант художника, несколько его картин украшают музей Соловецкой школы юнг.
Также Иван Васильевич является автором книг «Мой дедушка – юнга с Соловецких островов» и «От родной Соловецкой обители», посвященных школе юнг на Соловецких островах и её воспитанникам.
Лочагин Александр Васильевич, юнга третьего набора (1944 г.)
Александр Васильевич Лочагин родился в 1928 году в Москве. К началу Великой Отечественной войны Александр успел закончить только пять классов школы.
«Школы не работали, ведь в них размещались госпитали. Поэтому я устроился работать на завод «Красный пролетарий», где делал ящики для мин, а затем перешел в ремонтный цех учеником токаря», - вспоминает о тех суровых годах Александр Васильевич.
В августе 1944 года, приписав себе ещё два класса образования, получив согласие мамы, 15-летний Александр Лочагин добровольно поступил в Соловецкую школу юнг, начал обучение на моториста-дизелиста.
«Мама сначала своего согласия на моё поступление в школу юнг не давала, но я сказал ей, что всё равно убегу. Так её и уговорил… », - продолжает свой рассказ Александр Васильевич.
До отправки на Соловецкие острова будущие юнги работали в Архангельске на лесопильных заводах, на погрузке английских и американских кораблей.
«Я навсегда запомнил этот день - 14 сентября 1944 года. Ночью мы прибыли из Архангельска на Соловки. Шел дождь. Нас построили, и мы отправились на ночёвку в землянки в Савватьево. Двенадцать километров шли пешком. Я даже засыпал на ходу. Прибыли. Шинели сырые. На нары постелены ветки. Потом меня распределили жить в Соловецкий монастырь. Обучались все в одних классах с учебным отрядом матросов. Жили в кельях, спали на двухъярусных кроватях. Жили дружно, помогали друг другу в учебе. Преподаватели и командиры были строгими, но справедливыми, ходили вместе с нами в море на шлюпках, катерах, занимались строевой подготовкой. Мы сразу всё делали сами: сами заготавливали дрова, сами топили печи, сами ходили в наряд – готовить пищу, стирать, топить баню. Я получил здесь очень хорошее образование и по-настоящему поверил в свои силы», - рассказал мне Александр Васильевич.
После десятимесячного обучения в школе юнг на Соловецких островах, получив специальность моториста надводных кораблей, для прохождения службы Александр Васильевич Лочагин был отправлен на Северный флот, а затем на Амурскую флотилию, на монитор «Сунь Ятсен». Потом была служба в учебном отряде на Тихом океане, где Александр Васильевич был инструктором водолазного дела, готовил водолазов для подводных лодок и кораблей. Выпускник Соловецкой школы юнг Александр Лочагин принимал участие в обороне Заполярья и в войне против Японии.
Среди наград Александра Васильевича Лочагина - орден Отечественной войны второй степени, медаль Ушакова, а также медали «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
После демобилизации в 1949 году Александр Васильевич продолжил учебу, закончил 10 классов, а затем - московский индустриальный техникум, работал начальником цеха завода металлоизделий.
«Годы, проведённые в Соловецкой школе юнг, незабываемы. Они часто напоминают о себе. Я благодарен школе юнг, нашему братству. Вспоминаю мальчишек-юнг, с которыми вместе учился и защищал Родину. На Соловках бываю с 1977 года. Люблю ли я Соловки? Очень. Влюблен. Это наше детство, это наша мать-земля», - заканчивает свой рассказ Александр Васильевич.
Солдатов Валентин Александрович, юнга третьего набора (1944 г.)
Соловецкий юнга Валентин Александрович Солдатов родился в 1929 году в Москве. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Валентину исполнилось 12 лет.
Валентин Александрович вспоминает: «Когда начались налеты на Москву, мы дежурили на крыше. На чердак нашего дома затащили бочки с водой, песок. Среди бомб было очень много зажигательных. Пробьет такая крышу, на стабилизаторе повиснет, и, как лампа, начинает полыхать. Мы хватали её щипцами - и в бочку с водой, или в песок... Как-то объявили отбой воздушной тревоги, спускают аэростаты, и вдруг неожиданно налетел сильный ветер с градом, и один аэростат прижало к Арбату. А там проходили троллейбусные провода. И этот аэростат взрывается! Меня с этой крыши, как муху, сдуло! Рядом была пожарная лестница. Я схватился за неё, но не удержался, упал. Руку поднимаю – боль страшная. Лучевые кости вылетели. Отправили меня в госпиталь, где кости вправили».
Выйдя из госпиталя, Валентин Солдатов поступил на работу на студию документальных фильмов. Однажды студия отправила творческую группу на Соловецкие острова для съёмок фильма, был в этой группе и 14-летний Валентин Солдатов. Там, на Соловках, московский паренёк и узнал о школе юнг, захотел учиться в ней.
«Исполнилась моя мечта. Все-таки попал я в эту школу в 1944 году, добровольно поступил в третий набор юнг. А так как у меня руки, я считал, слабые, на большой корабль остерегался попасть, думал, что я там не удержусь. Я спросил: какие самые маленькие корабли? Мне ответили: торпедные катера. Я и выбрал торпедные катера», - вспоминает Валентин Александрович.
После десятимесячного обучения в Соловецкой школе юнг Валентин Солдатов стал квалифицированным флотским специалистом – боцманом. Был распределён для прохождения службы на Северный флот, на Баренцево море, на торпедные катера.
«Что тяжелого на катерах? Сколько бы ты ни был в море – одна смена. Ты все время на боевом посту. Участвовали мы также и в сопровождении караванов союзников. Несмотря на то, что война близилась к завершению, опасность подстерегала нас каждый день. В феврале 1945 года сопровождали караван. Только отошли, вдруг, почувствовали сильный удар по корпусу, думали, что на камень налетели. Оказывается, немцы подорвали английский корвет «Кларк». Наши моряки спасли людей с этого корвета, и он не затонул» - рассказывает Валентин Александрович.
После окончания Великой Отечественной войны Валентин Александрович продолжил службу на флоте, демобилизовался в 1953 году. Он награжден боевыми орденами, в том числе орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалью «За оборону Советского Заполярья» и медалью Ушакова.
Валентин Александрович Солдатов является одним из создателей нашего школьного музея Соловецкой школы юнг Северного флота, он часто бывает в нашей школе и всегда готов рассказать о морской службе и героизме мальчишек военной поры.
Харчев Виктор Николаевич, юнга второго набора (1943 г.)
Виктор Николаевич Харчев родился в 1928 году в Москве, на Красной Пресне, в рабочей семье. Великая Отечественная война оборвала занятия Виктора в школе и многое перевернула в его жизни.
«Наши отцы и старшие братья ушли на фронт, матери работали по 12-14 часов в сутки, и в это трудное время мы, подростки, не могли оставаться в стороне. В декабре 1941 года я поступил в ремесленное училище, но проучился там недолго и перешел на авиационный завод. Все мои мысли и чувства были с теми, кто с оружием в руках бился с врагом. Мы по-детски завидовали тем мальчишкам, которые были «сынами полков» или сражались в партизанских отрядах», - рассказал мне Виктор Николаевич.
В 1942 году он узнал, что идет набор в школу юнг на Соловецких островах, но опоздал с подачей заявления. В 1943 году мечта Виктора сбылась, он, пройдя все комиссии, 26 августа 1943 года вместе с другими московскими мальчишками был отправлен в Архангельск, а потом – на Соловки, в школу юнг. Так Виктор Харчев был зачислен в Соловецкую школу юнг для обучения на рулевого. Началась настоящая военная жизнь.
«Я не испытывал особых трудностей в обучении. Всё своё внимание я сосредоточил на изучении предметов по специальности рулевого. В моей памяти навсегда остались преподаватели и командование школы юнг, особенно комиссар Сергей Сергеевич Шахов, а также юнги третьей смены рулевых, с которыми я делил все трудности жизни и учебы на Соловках в Савватьево», - продолжает свой рассказ Виктор Николаевич.
В 1944 году, окончив Соловецкую школу юнг, Виктор Харчев выбрал для дальнейшей службы Северный флот и прибыл на лидер эскадренных миноносцев «Баку».
«Моё первое боевое крещение произошло в ночь с 25 на 26 октября 1944 года, когда отряд боевых кораблей получил приказ об уничтожении опорного пункта врага в Варде. Несмотря на жестокий шторм, качку, плохую видимость корабли скрытно подошли к берегу Норвегии и нанесли мощный удар по базе противника, которая была уничтожена. Наши корабли потерь не имели. Я по боевому расписанию был приписан к 37-миллиметровому зенитному автомату и, как весь экипаж, исполнил свой долг», - вспоминает Виктор Николаевич.
За операцию по освобождению Петсамо весь личный состав корабля был удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина. В дальнейшем во флотской службе Виктора Николаевича Харчева было много боевых походов по сопровождению и конвоированию караванов союзников, а также схваток с подводными лодками врага.
«В марте 1945 года лидеру «Баку» и эсминцу «Разумный» был дан приказ: выйти в Карское море для встречи и сопровождения двух ледоколов, построенных для СССР в Америке. К месту встречи ледоколы из-за очень тяжелой ледовой обстановки вовремя не пришли. Ночью в Карском море разыгрался сильнейший шторм, началось самое неприятное – обледенение корабля. Почти сутки мы боролись: скалывали лёд, помогая кораблю сохранять остойчивость. Эсминец «Разумный» из-за обледенения дал крен и получил приказ уйти из опасной зоны. Лидер «Баку» остался один, но и мы, и корабль выдержали суровое испытание», - с гордостью отмечает Виктор Николаевич.
Указом Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года лидер эсминцев «Баку» был награждён орденом Красного Знамени. Так были отмечены боевые заслуги экипажа.
«В этом есть и моя, хотя и очень маленькая, заслуга. В апреле 1945 года комсомольская организация корабля отправила письмо моей матери с благодарностью за то, что она воспитала такого сына. Это письмо – драгоценная память о тех суровых боевых делах», - рассказывает Виктор Николаевич.
На Северном флоте Виктор Николаевич Харчев прослужил семь лет и в марте 1950 года был демобилизован. Потом в жизни соловецкого юнги были школа рабочей молодёжи, работа на предприятии правительственной связи, деятельность по созданию музея Соловецкой школы юнг в нашей школе.
Гузанов Виталий Григорьевич, юнга первого набора (1942 г.)
Родился 26 апреля 1928 года в Нижегородской области в крестьянской семье.
Свое основное образование и воспитание получил на флоте. В 1943 г. окончил школу юнг на Соловецких островах. Принимал участие в боевых операциях сигнальщиком и рулевым на морских тральщиках Северного флота – ТАМ-104 и ТАМ-102. Был награжден за освобождение Линахамари.
После окончания Великой Отечественной войны получил высшее военно-морское образование. Участвовал в перегоне кораблей вокруг Европы и Северным морским путем на Дальний Восток. В 1959 году этот же арктический путь повторил на самолетах ледовой разведки «Полярной авиации» с посадкой на станции Северный полюс, затем – мыс Шмидта и поселок Уэлен на Чукотке.
В 1961 году окончил ВГИК, увлёкся документальным кино. Принимал участие как сценарист, редактор и режиссер на киностудиях Казани, Минска, Москвы.
В 1968-1972 гг. был главным редактором киностудии Министерства обороны СССР. В 1980-1988 гг. – литературным консультантом Союза писателей РСФСР.
Игровое и документальное кино, а также встреча в военном Заполярье с писателем Борисом Лавренёвым привели Виталия Григорьевича к литературной деятельности. Самой серьезной своей работой он считал историческую повесть «Одиссей с Белой Руси» - о первом российском императорском консуле в Японии И.А. Горшкевиче. После выхода этой книги В.Г. Гузанов стал активно изучать дипломатию и русско-японские культурные связи XIX века.
Опубликовал о дружбе двух народов ряд книг: «Мореплаватель, дипломат, христианин», «Самурай в России», «Могилы русских воинов в Японии 1904-1905гг.», «Тайна золотых шиллингов», «И праху близких поклониться...», «Нагасаки – гавань надежды и благополучия»,
«Люди и судьбы». В газетах и журналах были напечатаны более 100 статей и научных исследований В.Г. Гузанова о Японии. Вместе с тем Виталий Григорьевич занимался реставрацией русских воинских некрополей в Японии.
По инициативе Виталия Григорьевича и его японского друга Масахисы Судзукавы были установлены памятники россиянам И.А. Гошкевичу (Хакодатэтэ, 1989), адмиралу Е.В. Путятину (Фудзи, 1994),
капитану первого ранга В.А. Бойсману (Мацуяма, 1994), а также восстановлены памятники на Морском кладбище в Нагасаки капитану первого ранга И.Н. Лебедеву и лейтенанту В.В. Дьяконову (1998-1999).
Член Союза журналистов (1959), член Союза кинематографистов (1962), член Союза писателей России (1987).
В.Г. Гузанов награжден 28 правительственными наградами, самыми дорогими из которых он считал боевые медали Ушакова и Нахимова.
Капитан первого ранга в отставке.
Скончался 6 февраля 2006 года.
Книги В.Г. Гузанова:
Паренек из Сормова. Горький, 1958.
Изуверы. М., 1962.
Студент Казанского университета. Казань, 1963.
Одиссей с Белой Руси. Минск, 1969.
Юнги Северного флота.М., 1977.
Орлята Великой Отечественной... М., 1980.
Запишите добровольцем... М., 1981.
Курск — молодость древнего города. М., 1982.
Соловецкие паруса. Мурманск, 1982.
Нива Кубани. М., 1982.
Командир принимает решение. М., 1983.
Кодовое название «Вест». Мурманск, 1985.
Не спустивший флага. Горький, 1986.
Рьщарь студеного моря. Горький, 1989.
Кресты на чужбине (Могилы русских воинов в Японии). Амагасаки, 1992.
В октябре сорок четвертого. М., 1995.
Волчий фьорд. М., 1998.
Самурай в России. М., 1999.
Тайна золотых шиллингов. М., 2000.
И праху близких поклониться... М., 2000.
Нагасаки — гавань надежды и благополучия. М., 2000.
Люди и судьбы. М., 2001.
На других языках:
Студент Казанского университета (на татарском языке). 1970.
Дети в огне-(на чешском). 1985.
Одиссей с Белой Руси (на японском языке). 1985.
Мореплаватель, дипломат, христианин (на японском языке). 1993.
Одиссей с Белой Руси (на белорусском). 1993.
Нагасаки — гавань надежды и благополучия (на японском языке). 2000.
Горячев Евгений Никанорович, юнга второго набора (1943 г.)
Евгений Никанорович Горячев родился в 1927 году в деревне Дудыново Каширского района Московской области. Выпускник второго набора Соловецкой школы юнг. В годы Великой Отечественной войны воевал в Заполярье, на Балтийском флоте. Старший матрос.
Когда началась война, Евгению было всего 15 лет. Он просился на фронт, но по возрасту его не брали. Приняли в Соловецкую школу юнг только в июне 1943 года.
Через год учебы в школе юнг Евгений Горячев получил специальность моториста, принял присягу и в 1944-1945 годах воевал на Балтийском флоте в качестве моториста бронекатера. Катер, на котором служил Е.Н. Горячев, принимал участие в боях с вражескими эсминцами и юный матрос был награжден медалью Ушакова.
Впоследствии за боевые заслуги Евгений Никанорович был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и другими наградами.
В 1946-1950 гг. служил в спецкоманде Военно-морского флота по приемке трофейных кораблей.
После войны работал художником-оформителем на различных предприятиях. В 1952 году окончил Народный университет им Н.К.Крупской, а в 1963 году - вечерние рисовальные классы при МГХИ им. В.И. Сурикова.
Член Союза художников СССР с 1976 года. Заслуженный художник России (2006 г.). Свое творчество художник Евгений Горячев посвятил теме Великой Отечественной войны, советскому и российскому флоту. Участвовал в более ста московских, республиканских и всероссийских выставках (1965-2007). Автор концепции оформления школьного Музея Соловецкой школы юнг Северного флота и памятника юнгам на территории ГБОУ Гимназия №1748 «Вертикаль» в Москве.
Участвовал в более ста московских, республиканских и всероссийских выставках (1965-2007). Работы Е.Н. Горячева находятся в Центральном музее ВОВ (1941-1945), музее Обороны Москвы, картинной галерее г. Выкса (Нижегородская область), Соловецком историко-архитектурном музее, Лондонской художественной галерее, Московской галерее «Союз Творчество», школьном Музее Соловецкой школы юнг Северного флота, а также в частных собраниях Италии, Японии, США, Чехословакии, Германии.
Не стало Евгения Никаноровича Горячева в 2007 году.
Соловецкие юнги, вы честно и достойно служили Родине: в трудное военное время вы были в рядах защитников Отечества и наравне со взрослыми несли вахту на боевых кораблях и навечно вписали свои имена в историю России. Мы гордимся тем, что знакомы с Вами!